Советы специалиста

Аутизм и нейропсихология или чем может помочь нейропсихолог ребенку с РАС

Дорогие друзья!


Хочу сегодня поговорить на тему нейропсихологической коррекции для детей с РАС (расстройства аутистического спектра). В первую очередь это будет полезно родителям, чьи дети имеют подобные нарушения.


Многие из вас знают, что в последнее время увеличилось число детей с психическими расстройствами, одним из которых является РАС . Если диагноз поставлен поздно или коррекция проводится неправильно, дети могут оказаться необучаемыми и социально изолированными. Но вовремя начатая коррекционная работа помогает минимизировать аутистические проявления и адаптировать ребёнка к обществу.

Преодоление аутизма - это длительный и трудоемкий процесс, требующий терпения. Очень важен комплексный, системный подход, и таким подходом является нейропсихологическая коррекция.

Что такое нейропсихология , чем занимается нейропсихолог, зачем он нужен для ребёнка с РАС?

Нейропсихологическая коррекция помогает мобилизовать здоровые ресурсы психического развития ребенка и, опираясь на них, «вытягивать» дефицитарные.

У большинства детей с РАС нарушения связаны с органическими повреждениями головного мозга, возникшими на ранних этапах развития. Поэтому коррекция сначала направлена на базальный, сенсомоторный уровень - основу нервной системы. Без этого фундамента полноценное развитие мыслительных и речевых функций невозможно.

Метод нейропсихологической коррекции включает двигательные, дыхательные, сенсорные и когнитивные упражнения, которые постепенно усложняются. Эти упражнения нормализуют мышечный тонус, развивают равновесие, уменьшают синкенезии и стабилизируют восприятие тела.

Дети с РАС воспринимают мир по-особому. У одних детей нарушена кожно-кинестетическая чувствительность, у других проприоцептивная, то есть мышечная чувствительность (такие дети любят часто обниматься, а могут щипать и кусать себя), третьим нравится всё нюхать, либо следить за мельканием световых пятен. За счет этих манипуляций дети получают информацию об окружающем мире, которой им не хватает, и могут снимать тревожность, вызванную этой нехваткой. Каких-то ощущений ребёнок старается избегать, к другим, наоборот, стремится, и они переходят в аутостимуляции.

Эти особенности поведения связаны с нарушением функций сенсорных систем. Если ребенок получает правильные сигналы от всех сенсорных систем, то его развитие идет быстрее. Речь и мышление невозможны без хорошей мышечной и кожно-кинестетической чувствительности, нормального развития вестибулярной системы и координации движений. Ребёнок себя не чувствует, а мы хотим, чтобы он говорил и думал адекватно!

Как нормализовать функции всех этих систем?
Ответ — занятия по нейропсихологической коррекции! Они помогают детям адекватно воспринимать и перерабатывать стимулы, выдавая адекватные реакции.
Что дает нейропсихологическая коррекция?

С помощью специально подобранных упражнений улучшаются зрительно-пространственные функции, мелкая и крупная моторика, зрительно-моторная координация, регулируется чувствительность, развивается вестибулярная система . Мы проводим упражнения на балансире, пальчиковую гимнастику, тренируем функции программирования и контроля деятельности. Это именно те основы, на которых строятся речь и интеллект.

Двигательные упражнения - лишь первая ступень. Далее следуют когнитивные методы, подходящие конкретному ребенку.

Основной задачей нейропсихологической сенсомоторной коррекции является возможность научить ребёнка с РАС осознавать себя в пространстве, повысить уровень восприятия окружающего мира, развить моторные, сенсорные и познавательные умения ребёнка, развить саморегуляцию, восстановить баланс между сенсорной и моторной сферой.

Развитие более сложных функций, таких как речь и мышление, возможно только после восстановления базовых функций, т.е. фундамента.

Таким образом, с помощью нейропсихологической сенсомоторной коррекции возможно адаптировать ребёнка с РАС к жизни в социуме.

Конечно, логопедические и музыкальные занятия, Томатис, БАК, массажи необходимы, но нейропсихологическая коррекция в приоритете. Чем раньше начнете, тем быстрее произойдут улучшения.